Выплата страхового возмещения
Rate this post

Урегулирование страхового случая и выплата страхового возмещения.
Страховым случаем по договору добровольного страхования ТС является повреждение,
уничтожение или утрата автомобиля в результате реализации одного из рисков, перечисленных в договоре.

При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, страхователь обязан незамедлительно, как это станет возможным, заявить об этом в страховую компанию. Документами, доказывающими наступление страхового случая, являются:
— при ДТП — справки ГИБДД установленной формы, где зафиксированы участники происшествия и обстоятельства, ему сопутствовавшие;
— при повреждении ТС в результате стихийного бедствия — справка метеослужбы, подтверждающая факт урагана или другого природного явления;
— при хищении ТС — постановление о возбуждении (приостановлении) уголовного дела и т.д.


Страхователь обязан предъявить поврежденное транспортное средство (кроме случаев угона) для осмотра страховщиком.
Автоэксперт страховой компании производит осмотр поврежденного ТС с целью фиксации всех поврежденных элементов.
Страховщик может делегировать свои полномочия по осмотру и экспертной оценке другой организации. Страховая выплата за поврежденный автомобиль включает сумму затрат, необходимых для проведения восстановительного ремонта. В основе страховой выплаты лежит понятие прямого ущерба.

При этом различают несколько вариантов расчета суммы ущерба.
1. По калькуляции страховщика: эксперт страховой компании, осмотрев поврежденный автомобиль и составив соответствующий акт, заказывает у независимого оценщика калькуляцию (расчет) стоимости восстановительного ремонта. На основании этого расчета страховщик производит денежную выплату страхователю, который, в свою очередь, самостоятельно организует ремонт своего автомобиля.
2. Ремонт на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) по направлению страховщика — это так называемая натуральная выплата. В отличие от предыдущего варианта, страховщик не платит деньги страхователю, а организует ремонт ТС на одной из СТОА,
с которыми предварительно заключен договор на ремонтные услуги для застрахованных автомобилей.
Страхователь, получив от страховщика направление на ремонт, обращается на предложенную СТОА, оставляет там ТС на период ремонта, после чего забирает восстановленный (отремонтированный) автомобиль. Все взаимодействие со СТОА по вопросам согласования сметы на ремонт и оплаты выполненных работ производит страховая компания напрямую в СТОА, минуя своего клиента.
3. По счетам СТОА, выбранной страхователем. При данном варианте право выбора СТОА предоставляется страхователю.
Он самостоятельно организует ремонт своего ТС, оплачивает счет, после чего представляет в страховую компанию все документы за выполненный ремонт и платежные документы. Страховщик оплачивает страхователю деньгами предъявленные последним счета.
4. По калькуляции независимого эксперта: денежная выплата производится по аналогии с вариантом 1 с той лишь разницей, что выбор оценщика осуществляет не страховщик, а страхователь, становясь при этом заказчиком оценочных работ.

Используемые при урегулировании убытка варианты расчета ущерба изначально прописываются в договоре страхования при его заключении.
Расчет суммы ущерба может производиться с учетом износа за замену деталей и без учета. Страховая выплата с учетом износа производится по старым автомобилям: в этом случае из стоимости устанавливаемых новых деталей вычитается процент износа, соответствующий периоду эксплуатации ТС.

Выплата без учета износа производится по принципу «новое за старое»: стоимость новых деталей оплачивается полностью. Такой вариант страховой выплаты допустим для ТС, возраст которых не превышает пяти, а иногда и семи лет.
При хищении автомобиля страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы за минусом амортизационного износа, который соответствует удешевлению ТС за каждый месяц его эксплуатации.

При гибели ТС страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы за минусом амортизационного износа и стой мости годных остатков.
Иногда страховые компании по соглашению со страхователем не вычитают стоимость годных остатков из суммы выплаты — в этом случае годные остатки ТС передаются страховой компании.

Распространенные исключения из страхового покрытия.
Кроме стандартных исключений, указанных в ГК РФ, для автомобильного страхования страховщики
применяют довольно широкий список собственных исключений из объема страхового покрытия, продиктованных сложившейся практикой страхования.
К ним относятся:
— поломки ТС в результате естественного износа частей, деталей и дополнительного оборудования застрахованного ТС;
— потеря товарной стоимости;.
— использование технически неисправного застрахованного ТС (имеющего неисправности, при которых запрещено движение ТС и определенных в Правилах дорожного движения);
— использование застрахованного ТС в целях, не свойственных его техническому назначению, а также в соревнованиях, испытаниях или для обучения вождению, а также в целях перевозки грузов, вес которых превышает максимальный разрешенный заводом-изготовителем без письменного
согласования со страховщиком;
— нарушение правил эксплуатации ТС, пожарной безопасности, перевозки и хранения ядовитых, огнеопасных и взрывчатых веществ и предметов, требований безопасности при перевозке грузов, правил технического обслуживания ТС;
— управление застрахованным ТС лицом, не имеющим доверенности на право управления застрахованным ТС или не указанным в путевом листе; не имеющим водительского удостоверения на право управления ТС соответствующей категории либо находившемся в состоянии любой формы опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
— использование ТС вне территории действия договора страхования. В случае, когда территория действия договора страхования (территория страхования) не указана в договоре, такой территорией является территория РФ;
— использование источников открытого огня для прогрева двигателя ТС;
— поломка, отказ, выход из строя деталей, узлов и агрегатов ТС в результате его эксплуатации, технической неисправности ТС, конструктивной недоработки завода-изготовителя, заводского брака;
— самостоятельная доработка ТС страхователем;
— повреждение, разрыв или прокол автопокрышки и колес ТС, а также их хищение, без причинения повреждений другим частям застрахованного ТС;
— хищение, повреждение, уничтожение застрахованной автомагнитолы со съемной передней панелью, если передняя панель была оставлена в застрахованном ТС во время стоянки;
— хищение, угон застрахованного ТС вместе с оставленными в нем учетными/регистрационными документами (свидетельством о регистрации ТС и (или) паспортом ТС); ключами от ТС и (или) пультами от сигнализационной или противоугонной системы за исключением случаев грабежа и разбоя;
— хищение регистрационного номера ТС;
— не подлежат возмещению косвенные убытки и прочие расходы, которые могут быть вызваны страховым случаем (штрафы, проживание в гостинице во время ремонта, командировочные расходы и т.п.).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.