Видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения.
Основные факторы, влияющие на видимость дороги (расстояние видимости), представлены на рис. 6.1.
Необходимо особо отметить, что представленные на рис. 6.1 факторы также оказывают прямое или косвенное влияние друг на друга.

Способность подавляющего большинства водителей видеть в темное время суток сильно ограничена. Зрение имеет свои пределы. Поэтому мы не можем четко различать формы однотипных автомобилей в пасмурную погоду, которые сравнительно четко различаем на таких же удалениях при хорошей видимости.
Трудно различаются препятствия темного цвета на темном дорожном покрытии, особенно в темноте. Также уменьшается поле зрения с увеличением скорости движения.

Чтобы прочитать показания автомобильных приборов, хрусталик глаза становится более выпуклым, так он приспосабливается к условиям видимости.Меняя форму хрусталика, глаза получают отчетливое изображение предметов, находящихся на определенном расстоянии.


Рис. 6.1. Основные факторы в системе ВАДС, влияющие на видимость дороги

Такая способность глаз называется аккомодацией. С возрастом это качество глаз ухудшается. Этот недостаток можно компенсировать, используя очки.
В неподвижном состоянии глаз видит ограниченное пространство. Такое пространство, все точки которого одновременно видны, называется полем зрения (рис. 6.2).

Величина поля зрения зависит от индивидуальных особенностей людей, цвета предметов, фона и скорости движения. Для цветного фона предметов поле зрения меньше, чем для белого фона и белых предметов. При голубом фоне оно сокращается до 15, при зеленом — до 50%. Поле нормального зрения человеческих
глаз равно углу в 120—160°. С увеличением скорости движения этот угол уменьшается из-за сосредоточения внимания: при скорости 35 км/ч до 100°, при 100 км/ч — до 40°. Это ослабление периферийного зрения компенсируется усилением внимания водителем.

Наиболее отчетливо и точно скорость движения ТС воспринимается центральной частью поля зрения глаза, а без отчетливого различения движущегося объекта — полем периферийного зрения, что и привлекает к нему внимание водителя.
Способность глаза четко видеть очертание предметов называется остротой зрения. Она определяется наименьшим промежутком


Рис. 6.2. Поле зрения человека:
1 — поле зрения правого глаза; 2 — поле зрения левого глаза, 3 — граница совмещенного поля зрения, 4 — конус удовлетворительного зрения; 4 — конус удовлетворительного зрения; 5 — центральное зрение
(конус 3°); 6 — поле периферического зрения

между двумя точками, видимыми раздельно. Нормальная острота зрения — способность глаза видеть две точки, разделенные промежутком в одну угловую минуту.
Острота зрения водителей улучшается с приобретением профессионального опыта, правда, до определенного возраста.

Самое острое зрение — центральное, в конусе с углом 3—4°, хорошая острота зрения — в конусе до 6°, удовлетворительная — до 12°.
По вертикали эти углы меньше и составляют от 1/2 до х/3 того же угла в горизонтальной плоскости.
Предметы, расположенные за пределами зрительного угла в 12°, не очень отчетливы, за пределами 90° — неотчетливы и бесцветны.

Поэтому дорожные знаки необходимо устанавливать в полосе зрительного конуса с углом в 10—12° (ширина ладони вытянутой руки вдоль осевой линии дороги).
В зоне зрительного угла до 12″ узнаются предметы, различается их форма, определяется величина, расстояние и скорость движения. Такая ограниченность поля удовлетворительного зрения вынуждает водителя переводить свой взгляд в зоны периферийного зрения, где может создаться опасная обстановка.
На это затрачивается следующее время: перемещение глаз — 0,15—0,33 с; на паузу для фиксации объекта — 0,1—0,3; на сведение глаз для бинокулярного зрения или на их разведение — 0,3—0,5 с.

При движении, например, в правом ряду на перевод глаз в секторе 40° для обозрения появившегося на перекрестке справа автомобиля водитель затрачивает 0,25—0,63 с. Однако для четкости восприятия водитель поворачивает и голову. С учетом поворота головы вправо среднее время переноса взгляда составляет немногим более 1 с, а среднее время фиксации взгляда с оценкой обстановки на этой же стороне — 0,8 с.

Водитель обычно затрачивает время на осмотр: показаний спидометра (перевод глаз с дороги на спидометр, фиксация показаний и перевод их в прежнее положение) 1,5—1,9 с; всех контрольных приборов при тех же перемещениях глаз 5,5—7,0 с; закрытого нерегулируемого перекрестка городского типа — 1,54—3,46 с.
Следовательно, движение автомобиля за приведенное время не будет контролироваться водителем, что требует принятия соответствующих мер сообразно дорожной обстановке.

В условиях искусственного освещения увеличение скорости на каждые 16 км/ч приводит к уменьшению расстояния видимости на 6 м. Это объясняется тем, что расстояние видимости ограничивается светом фар, а с увеличением скорости движения предметы находятся в поле зрения меньше, чем днем, что
может не обеспечивать их восприятие. Для его обеспечения водителю требуется в 1,36 раз больше времени на каждые 16 км/ч скорости движения.

У некоторых людей бывает врожденный недостаток, называемый цветовой слепотой, или дальтонизмом. Полная цветовая слепота — явление редкое, более часто встречается неспособность различать красный и зеленый цвета. Люди с такими недостатками зрения не допускаются к управлению автомобилем.
Цветовое утомление вызывает понижение чувствительности глаз ко всем качествам цвета. Утомляющим действием обладают красный и сине-фиолетовый цвета, благоприятны желтый, желто-зеленый и голубовато-зеленый слабой насыщенности, в которые и следует окрашивать пространство внутри кабины автомобиля.
При появлении цветового утомления управление автомобилем прекращается и водителю оказывается врачебная помощь.
Способность глаз приспосабливаться к световым изменениям называется адаптацией. Приспособление к темноте — темновой, к свету — световой.

Один комментарий на “Видимость на дороге”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.